|
|
Платежные интернет-системы как бизнес
Итак, что же представляют собой платежные интернет-системы в России сегодня? В данном обзоре мы рассмотрим наиболее известные российские системы и, для сравнения, две американские, также весьма известные пользователям Рунета. В поле нашего зрения не попали некоторые пилотные проекты (например, компания «СмартКардЛинк», поддерживающая ИПС на базе Сберкарт — микропроцессорной карты Сбербанка, или система Platno.ru, поддерживаемая «Корпорацией О.С.С» — интересная попытка создать ИПС на базе провайдера телекоммуникационных услуг). Параметры, использованные в нашем исследовании, до некоторой степени условны. Это касается, например, анонимности: она в данном случае означает лишь возможность для покупателя пользоваться услугами системы, не сообщая своих паспортных данных. В некоторых системах (например, WebMoney Transfer) возможности таких анонимных клиентов ограничены. Данные по распространенности систем также очень приблизительны, поскольку крайне сложно учесть случаи, когда клиент пользуется несколькими «виртуальными счетами» одновременно. С другой стороны, продавцы товаров и услуг могут пользоваться системой по договору (участники системы), либо подключаться самостоятельно, загрузив с сайта ИПС соответствующее ПО. В таблице мы приводим суммарное число «продавцов» всех видов — там, где это возможно. Что касается тарифов — совершенно немыслимо втиснуть в рамки обзора все нюансы тарифной политики каждой ИПС. Такие данные каждая из компаний-операторов очень подробно приводит на сайте. Поэтому мы укажем лишь минимальное и максимальное значения тарифов.
Довольно явственно прослеживается тенденция к расширению связей между системами. Превратить WMR в EYE или перевести EYE на кошелек Яндекс.Денег не намного сложнее, чем скопировать файл из одного каталога в другой. Компании — владельцы систем прекрасно сознают, как важно иметь простые механизмы взаимной конвертации электронных валют в условиях слабой «внутривидовой борьбы» и угрозы со стороны «карточных» и банковских систем, также набирающих силу. О том, что некоторая конкуренция все же имеет место, говорит хотя бы нежелание одних систем публиковать цифры своей статистики и, напротив, стремление сказать об этом как можно яснее у тех, кому есть, чем похвастать. Нижеприведенная диаграмма иллюстрирует некоторые из «межсистемных» связей.
Итак, системы, весьма различные и по идеологии, и по технологии, вынуждены взаимодействовать довольно тесно. Дело в том, что у них общая задача: расширение рынка. Образно говоря, российские ИПС пекут в единой «духовке» один общий «пирог с изюмом», причем число сервисов — «изюминок» в каждом «куске» определяет потенциальное конкурентное преимущество кулинара. А вот когда «пирог» подрумянится — тогда те, кто выживет в духовке, начнут его делить. С другой стороны, клиенты ИПС — поставщики товаров и услуг — стараются предоставить покупателям возможно больший диапазон средств оплаты, пользуясь услугами нескольких ИПС одновременно. Следует ли из этого, что мы можем прийти в итоге к единой электронной валюте? Нам это представляется сомнительным, хотя бы потому, что по принципам построения и технологии работы эти системы отличаются достаточно радикально, не говоря уже об отсутствии единого стандарта. Разве что за дело возьмется ЦБ собственной персоной, но до этого еще далеко — не те масштабы. Вряд ли в ЦБ пустили ситуацию на самотек — скорее всего, там просто ждут, когда «пирог» превратится в основательный каравай. В последнее время ходят упорные слухи о скором создании ассоциации российских ИПС. Это может серьезно изменить ситуацию как в плане взаимодействия систем, так и в плане их открытости. Большинство систем ориентировано на работу по дебетовой схеме. Особенно это заметно по динамике появления новых ИПС: ни одна из двух систем, появившихся после 2000 года, не делает ставку на кредитные карты. Очевидно, это связано с двумя объективными тенденциями. Во-первых, покупатели интернет-магазинов в России не слишком охотно пользуются кредитками для покупок в Сети. Во-вторых, качественный процессинг кредитных карт обходится заметно дороже для продавца. Однако количество активных пользователей кредитных карт в России растет, и почти все системы намерены в ближайшем будущем предоставить клиентам возможность вводить средства с кредитных карт. Традиционно «карточные» системы CyberPlat и Assist, в свою очередь, интегрируют в свои интерфейсы возможность оплаты «электронными деньгами», решая, таким образом, проблему микроплатежей. Свой кусок «пирога» есть и у систем интернет-банкинга. Кроме представленной в обзоре FakturaPAY, достаточно известны «Телебанк» Гута-банка, «Интер Сервис Банк» Автобанка и другие. У этих систем есть по крайней мере одно существенное преимущество: платежи по ним считаются по закону «безналичными» и не подлежат обложению НП. Как мы видим, в России существует уже достаточно платежных интернет-систем, чтобы перед клиентами — покупателями и продавцами — встала проблема выбора. Большинство платежных систем, по нашим оценкам, ориентировано прежде всего на привлечение клиентов-покупателей. Отчасти это объяснимо не слишком серьезным масштабом российской интернет-торговли. Об абсолютном размере нашего «виртуального пирога» говорят, например, следующие цифры: по данным инвестиционной компании Brunswick UBS Warburg, оборот всех российских интернет-магазинов категории «B2C» в 2002 году составил 240-260 млн. долл. Кроме того, у многих систем значительную долю оборота дает оплата услуг мобильной связи (для E-Port доля подобных платежей составляет около 90%, для CyberPlat — 99%). Естественно, гораздо выгоднее работать с «Вымпелкомом» или МТС с их миллионами пользователей, чем с сотней разнокалиберных интернет-магазинов. Самое большое число клиентов — частных лиц (разумеется, среди некарточных систем) заявлено у WebMoney Transfer. Правда, это — единственная система, исключая E-Port, которая пока публикует такую информацию на сайте. Стоит упомянуть, что у WMT в деле привлечения клиентов — самый большой опыт: она активно проводила рекламные акции в сети уже тогда, когда PayCash еще работала в «тестовом режиме», шлифуя технологию. Однако по сравнению с 10 млн. пользователей Рунета, общее число пользователей всех ИПС, вместе взятых, все еще не выглядит слишком большим. «Виртуальному пирогу» есть, куда расти, и растет он очень неплохими темпами. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на статистику по оборотам. Скажем, CyberPlat в 2001 г объявила оборот в 54,7 млн. долл., то есть в среднем 4,5 млн. долл. в месяц. В октябре 2003 г оборот, по оценкам компании, составит 20 млн. долл, то есть почти в 5 раз больше. Столь же быстро, если не быстрее, растут Рапида, E-Port и другие системы.
Мы не зря употребили именно это слово взамен более привычных терминов «сравнение» или «рейтинг». Сравнить масштабы российских ИПС или доли рынка, ими занимаемые, мы сегодня не можем. Для этого нужно более серьезное исследование, плюс большая открытость со стороны операторов. Однако определенной информацией, благодаря любезности некоторых ИПС, мы располагаем. Обороты платежных интернет-систем в сентябре 2003 г. долл. Источник: CNews Analytics, октябрь 2003 Замечательно, что Рапида, самая молодая из российских ИПС, уже имеет обороты, вполне сравнимые с ветеранами рынка. Гораздо хуже — в смысле доступности информации, — обстоит дело с общим количеством клиентов. Его вообще трудно оценить, учитывая анонимность и привычку многих пользователей работать с несколькими «кошельками» под разными именами; да и смысл у этого параметра для таких систем, как WMT и E-Port достаточно различен. Наконец, такой параметр, как «общий объем денежных средств в системе» вообще не публикуется ни одной ИПС, благо состояние банковского счета компании — ее коммерческая тайна. Из упоминаемых в этом обзоре компаний только «E-Gold» не просто публикует такую информацию, но и дает возможность любому посетителю сайта вести online — мониторинг. Одним словом, сравнивать мы не будем, однако попробуем сопоставить тот единственный параметр различных систем, который не показать чрезвычайно сложно — количество магазинов, поддерживающих данную ИПС. Это, подчеркиваем, не доля рынка — ведь многие магазины работают сразу со многими ИПС, а крупные, вроде «Озона» — так и со всеми сразу. Скорее, это можно назвать «оценочным рейтингом популярности ИПС среди продавцов» — именно оценочным, поскольку точное число продавцов подсчитать тоже не всегда просто. Оценочный рейтинг популярности платежных интернет-систем среди интернет-магазинов (В2С) Источник: CNews Analytics, октябрь 2003 Как видим, отрыв WebMoney по этому параметру достаточно велик. Впрочем, среди клиентов-поставщиков этой системы — множество мелких предприятий, которые вряд ли можно сравнивать с таким, скажем, клиентом Рапиды, как «Ростелеком». Поэтому информативным для оценки потенциальной эффективности системы может оказаться также параметр «Оборот системы на одного клиента-продавца». Оборот на одного клиента-продавца в месяц, долл. Источник: CNews Analytics, октябрь 2003
Скорее всего, при выборе ИПС значение для продавца (а вернее, для его бухгалтерии) имеет, кроме упомянутых выше параметров, еще и юридическая схема, по которой работает ИПС. «Проблема учета» неотвратимо встает сразу после того как начинаются поиски бухгалтера, который смог бы наладить оформление платежей через ИПС. Обычно, поиск такого человека — огромная проблема. Бухгалтеры «старой закваски» шарахаются от «этих фантиков», как черт от ладана. Их можно понять: чтобы разобраться, например, как учитывать в балансе платежи посредством WMZ (и учитывать ли вообще), надо немало попотеть. Проблема — в законодательной базе. На всякий случай оговоримся: все сказанное здесь в не относится к «банковским» ИПС, собирающим средства клиентов на основании банковской лицензии, и «карточным» ИПС, средств, кроме комиссии, не собирающих вообще. Существует несколько правовых моделей, которыми за неимением лучшего пользуются российские ИПС. В этом смысле получение банком «Таврический», партнером Яндекс.Деньги и PayCash, лицензии на работу с производными финансовыми инструментами (ПФИ) — выглядит достаточно перспективно. Кстати, Яндекс.Деньги, похоже, более других обеспокоена построением удобной для клиентов юридической модели. Похоже, например, что Яндекс.Деньги станут первой российской ИПС, использующей модель «электронных чеков». Остальные «небанковские» и «некарточные» ИПС используют различные правовые модели: учет ЭД как векселей (WebMoney), агентские соглашения (E-Port, КредитПилот). Наиболее уверенно, по-видимому, чувствует себя Рапида, расчетный центр которой обладает (ограниченной) банковской лицензией. Большинство покупателей юридические вопросы беспокоят меньше. Как правило, соглашения, предлагаемые системой для подписи, они утверждают, не глядя. Главных критериев выбора системы для них три:
Однако есть один малоприятный случай, когда и покупателю придется озаботиться юридической стороной вопроса. Речь идет о возврате некачественного товара, гарантируемом Гражданским кодексом и «Законом о правах потребителя». Если продавец, получив оплату через одну из ИПС, откажется исполнять требования этих законодательных актов, доказать факт оплаты именно за соответствующий товар и именно этим покупателем будет не так просто, в особенности при анонимном подключении. Многие системы, например, WebMoney или Яндекс.Деньги, на этот случай имеют внутренние механизмы разбора конфликтов.
При всем нашем восхищении российскими ИПС (а тут действительно есть, чем восхищаться: многие технологии, используемые ими, действительно уникальны), российский рынок платежных интернет-систем представляется пока скорее полигоном для отработки перспективных решений, чем местом, где можно заработать реальные деньги. Ну не зря PayCash и WebMoney Transfer открывают зарубежные представительства! У PayCash это получается особенно хорошо — стоит вспомнить хотя бы известный контракт с «7-Eleven». В то же время известно, что маленькие рынки имеют свойство становиться большими, а у России в этом отношении — богатейшие перспективы. Тесто «виртуального пирога» поднимается в квашне, и как он будет выглядеть в готовом виде — не возьмется, наверное, предсказать самый искусный повар. Естественно, «старожилам» должны достаться лучшие куски — если, конечно, они доживут. И напоследок несколько слов о роли феномена «игры» в развитии ИПС. Многие психологи соглашаются с тем, что игра — необходимый элемент жизни взрослого человека. Это — отдушина, позволяющая ему проявить те грани личности, которые в обыденной жизни только мешают. В этом смысле интернет — находка для миллионов. Так заманчиво войти в Сеть — и предстать там совершенно новой личностью, не имеющей ничего общего с тихим клерком, затянутой в корсет приличия бизнес-леди или добропорядочной домохозяйкой! Сделать эту личность способной любить и предавать, совершать ошибки и расплачиваться за них… Этакий супер-Тамагочи, виртуальное alter ego, продолжение себя в новом мире. Главное, чтобы этот новый мир поменьше пересекался с миром обыденным. Вот тут «виртуальные деньги», которые, тем не менее, имеют вполне реальную покупательную способность, да еще при условии сохранения анонимности владельца — вещь чудесная, незаменимая! Ведь их можно не только ввести в систему извне, но и заработать прямо в интернете. Кстати, WebMoney и Яндекс.Деньги именно этот способ указывают, как наилучший (еще бы: никакой комиссии за ввод!). Не знаем, так ли рассуждали владельцы WebMoney, создавая, например, виртуальный город «WMCity», где каждый желающий может поохотиться на «ботов» и получить в качестве приза определенную сумму в WM? Во всяком случае, именно WebMoney, вольно или невольно, используют именно этот, «игровой» аспект для привлечения клиентов. Результат, как видим, налицо. Дмитрий Калмыков / CNews.ru
Андрей Трубицин: Вероятность слияния ЭПС в систему единой электронной валюты — стопроцентная
CNews.ru: До сих пор основными клиентами системы остаются интернет-компании, «живущие» в сети. Это так? Андрей Трубицин: Мы не делим наших клиентов на интернет-компании и компании оффлайновые. Все технологии, которые мы предоставляем своим клиентам, доступны для оффлайнового бизнеса, и, более того, позволяют существенно влиять на себестоимость расчетов и обслуживания в оффлайновых компаниях. Применение автоматизированных средств обслуживания клиентов — это общая тенденция развития бизнеса, независимо от того, торгует ли компания информационным товаром или материальным. Большой перекос в нынешнем применении технологии WebMoney Transfer в сторону интернет-бизнесов связан, с одной стороны, с неразвитостью бизнес-процессов в товарных компаниях на отечественном рынке, а с другой стороны, активностью использования предлагаемых нами решений интернет-компаниями, что свидетельствует об их выборе в нашу пользу. Вернуться на главную страницу обзора |