|
|
Игорь Зимненко: Несмотря на спад
|
![]() |
CNews.ru: Насколько существенно могут измениться отношения российских нефтяных компаний и российских компаний-интеграторов в условиях все возрастающего влияния иностранных акционеров в бизнесе российского ТЭК? Как вы оцениваете опасность того, что все большее число ИТ-проектов будут уходить консультантам «большой пятерки» и иностранным интеграторам в силу того, что они лучше известны иностранцам?
CNews.ru: Можно ли говорить о том, что уровень информатизации лидеров среди российских предприятий ТЭК сравним с уровнем информатизации их иностранных конкурентов?
Игорь Зимненко: Сравнивать уровень информатизации можно, а вот знак равенства пока поставить нельзя. Чтобы убедиться в этом, полистайте, например, описания успешно выполненных проектов информатизации в области ТЭК, которые охотно предоставляют всем ведущие поставщики отраслевых технологий и оборудования. Много ли вы найдете там ссылок на российские проекты, которые компании считают самыми передовыми, самыми интересными, с точки зрения используемых ИТ, достойными того, чтобы на них равнялись клиенты в других странах. Пока что не они к нам, а мы к ним ездим учиться, знакомиться с опытом внедрений и т. д.
Значит, пока уровень уже внедренных и апробированных ИТ-решений у наших предприятий ниже, чем у зарубежных коллег. Это не удивительно, потому что, даже несмотря на спад ИТ-отрасли на Западе, о котором постоянно упоминают СМИ, уровень инвестиций в ИТ-проекты у них остается выше, чем у нас.
CNews.ru: Если разделить все ИТ-проекты в промышленности, выполненные в России в период с 1998 по 2003 годы, на успешные и сомнительные в плане успеха, каково будет их соотношение, на ваш взгляд? Можно ли говорить, что в последние годы успешных проектов стало больше?
Игорь Зимненко: За последние годы успешных проектов совершенно точно стало больше. Эта тенденция имеет вполне четкое обоснование — в компаниях-интеграторах сегодня работает гораздо больше специалистов, прошедших качественное обучение, плюс накопленный практический опыт. Вырос профессиональный уровень ИТ-персонала заказчиков. Руководители предприятий стали лучше понимать специфику крупных ИТ-проектов и научились эффективно направлять средства на услуги аутсорсинга внешних консультантов. Кроме того, в течение последних лет в стране сложился институт профессиональных специалистов в области управления проектами, что, несомненно, способствует более успешному решению задач, поставленных заказчиками. Сегодня уже порядка 70% проектов внедрения крупных информационных систем можно считать успешными, то есть реально работающими на предприятиях и приносящими этим предприятиям ощутимые позитивные результаты (раньше таких проектов было менее половины).
CNews.ru: Цель внедрения ERP-систем часто воспринимается как сокращение издержек, между тем, многие говорят, что после внедрения системы число, например, бухгалтеров может даже возрасти. Это обосновывается тем, что у менеджмента появляются новые данные и, соответственно, новые возможности. Что вы считаете главной целью внедрения ERP-системы?
Игорь Зимненко: Внедрение ERP-системы преследует одну главную цель — оптимизацию корпоративных ресурсов на базе совершенствования бизнес-процессов. ERP-система нужна тем, кто понимает, что сэкономленные деньги ничуть не хуже заработанных. В этом смысле, конечно, ERP-система ориентирована на сокращение издержек. Эта цель достигается за счет экономии всевозможных ресурсов, в том числе и человеческих. Однако сокращение издержек в масштабе предприятия — это не то же самое, что сокращение персонала. Речь идет не о прямом сокращении определенного количества рабочих мест, а о создании новой организационной структуры, которой соответствует новая конфигурация рабочих мест, причем, возможно, что в каком-то подразделении, действительно, могут даже появиться новые сотрудники. Главное — не число сотрудников, а их умение сделать предприятие более прибыльным, чем оно было до реорганизации.
CNews.ru: Можете ли вы указать специфические цели внедрения ERP-системы, характерные для промышленных предприятий?
Игорь Зимненко: Для промышленных предприятий первоочередное значение имеет возможность контроля и учета оборотных активов, которая появляется после внедрения ERP-системы. В первую очередь, речь идет об упорядочении процессов материально-технического снабжения. Именно снижение издержек МТС в результате внедрения согласованных механизмов поддержки складских запасов, инвентаризации и закупок на базе единых классификаторов может принести предприятию существенную экономию.
CNews.ru: Металлургия, энергетика и машиностроение — в какой из этих отраслей вы ожидаете наибольшего роста потребления ИТ в ближайшие годы и почему?
Игорь Зимненко: Мы считаем, что самый существенный рост ИТ-проектов в ближайшие годы будет наблюдаться в энергетике. Дело в том, что в этой отрасли мы можем предложить предприятиям не только внедрение корпоративных информационных систем, но и систем уровня АСКУЭ. Реорганизация отрасли должна привести к существенному повышению спроса на средства и системы коммерческого учета электроэнергии, а также на продукты, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования.
CNews.ru: Какой объем выручки Sterling Group по итогам 2002 пришелся на проекты в промышленном секторе? Как, по вашим оценкам, этот показатель изменится в 2003 году?
Игорь Зимненко: В 2003 г. принципиальных изменений мы не предвидим. Думаем, что этот показатель останется приблизительно на уровне 2002 г. — тогда он составлял 70%.
CNews.ru: Какие проекты в промышленном секторе реализуются сегодня вашей компанией? В чем отличия этих проектов от тех, что делал Sterling Group несколько лет назад?
Игорь Зимненко: В основном, проекты, выполняемые в промышленной сфере, связаны с управлением производством, технологическими процессами, а также управлением взаимоотношениями предприятий с внешним миром (CRM-системы). Проекты сегодняшнего дня отличает потребность заказчиков в комплексной информационной системе, включающей и производственно-технологические аспекты, и финансово-экономические. Заказчик сегодня требует большей адекватности модели информационной системы реальному бизнесу предприятия. Раньше заказчики рассматривали ИТ как средство повышения производительности труда на отдельно взятом рабочем месте (идеология АРМов), сегодня — как средство повышения эффективности функционирования всего предприятия в целом (интегрированные экономические показатели).
CNews.ru: Спасибо.
Вернуться на главную страницу обзора