CNews: На ваш взгляд, сейчас автоматизация бюджетирования относится к числу приоритетов торговых компаний или это, скорее, задача второго-третьего порядка?
Алла Ленская: Мое мнение – это приоритетная
задача. Сегодня многие розничные сети делают ставку на активное развитие. Идет
открытие новых магазинов, запускаются онлайн-каналы для продаж и обслуживания
покупателей. Нередко в результате структура компаний трансформируется в еще
более сложную и географически-распределенную. Изменяются логистические потоки,
возникает потребность в выстраивании новых бизнес-процессов. Но грамотно спланировать
такое развитие очень тяжело, если у вас нет хорошо и четко работающей системы бюджетирования.
Понятно, что тем или иным способом
бюджетирование автоматизировано у многих ритейлеров. Но не всегда и не везде это
было сделано качественно. Для меня «качественная автоматизация» - это внедрение
решений, которые позволяют не только «закрыть» текущие процессы, но и как раз дают
возможность развиваться, например, быстро включать в структуру управления новые
магазины.
Кроме того, у менеджеров должны быть под
рукой средства для моделирования ситуаций по принципу «что - если» и
формирования нескольких вариантов дальнейших действий. Экономика нестабильна, и
при любых изменениях – не важно, позитивных или негативных – надо уметь
принимать решения быстро. Наконец, не менее важно оперативно получать отчеты об
исполнении бюджетов с нужной аналитикой и степенью детализации и на их основе гибко
корректировать бюджеты.
Сейчас многие ритейлеры, особенно представители
среднего бизнеса, заинтересованы в более серьезной и глубокой автоматизации
процессов бюджетирования по сравнению с тем, что было сделано раньше. Просто
потому что иначе эффективно развиваться достаточно сложно.
CNews: Для таких проектов нужны серьезные
инвестиции и немало времени. Российские компании к ним готовы, если учитывать специфику
и динамику их бизнеса?
Алла Ленская: В большинстве случаев
к большим затратам и длительным срокам приводит не широта функционала системы,
а нестыковка или разногласие между бизнес-заказчиком и внедренцем в понимании
конечной цели и конечного результата.
Заказчику еще на предконтрактном этапе нужно
показывать функциональность предлагаемого решения в режиме live-demo. Тогда он сможет понять,
как это решение ложится на бизнес-процессы именно его компании и насколько ему
нужна та или иная функциональность. В этом случае еще перед стартом проекта он
четко поймет, что он в итоге получит за свои деньги. Но, к сожалению, провести
такую демонстрацию и дать заказчику возможность «пощупать руками» решение нереально,
если речь идет о разработке полностью заказной системы, и очень сложно, если мы
говорим о классическом подходе к внедрению с нуля систем бюджетирования типа SAP или Oracle.
Поэтому сейчас востребованы решения, в
которых уже заложена методология бюджетирования, есть регламенты действий, преднастроенные
процессы и собственно функциональность для их автоматизации. Как правило, в
таких приложениях отражены лучшие практики мировых компаний. В качестве примера
приведу быстро разворачиваемые решения на основе технологий SAP (rapid deployment solutions – RDS). В прошлом году EPAM Systems разработала RDS для автоматизации бюджетирования в ритейл-компаниях. На
его основе можно достаточно быстро и без существенных затрат развернуть единую
унифицированную систему бюджетного управления в масштабах всей компании.
CNews: За
счет чего это достигается?
Алла Ленская: Я бы выделила три главные составляющие
решения. Во-первых, это наличие детально прописанной методологии бюджетного
управления. Ее можно назвать схемой или «скелетом» системы бюджетирования в
компании. Четко обозначены роли пользователей, прописан весь порядок действий и
последовательность операций на этапах составления, согласования и исполнения
бюджетов с учетом организационной структуры компании. Есть перечень бюджетов,
которые можно будет составлять с помощью системы (бюджет доходов, бюджет
расходов на закупки, персонал, мерчендайзинг, транспортную и складскую
логистику, бюджет движения денежных средств и др.), и все необходимые бюджетные
формы (в решении EPAM их предусмотрено 53). Решение также содержит больше 40
различных отчетных форм, с помощью которых контролируется исполнение бюджетов.
Так
что с точки зрения методологии есть все компоненты, которые нужны для
построения и работы системы бюджетирования.
Заказчик видит эту методологию и может сказать: «да, вот это близко моему бизнесу» или «нет, мы ведем бизнес совершенно иначе». Когда речь идет об автоматизации бюджетирования, то часто поставщики оперируют только словами – «мы настроим систему бюджетирования, настроим регламенты согласования бюджетов, построим формы для заполнения бюджетов» и так далее. В случае с RDS заказчик видит конкретные формы, бюджеты, цепочку этапов согласования, аналитические отчеты (форму и состав) и т.д. Конечный результат становится прозрачным до начала работ, а у заказчика и подрядчика появляется единое понимание того, к чему они должны прийти в финале проекта, - это одно из главных преимуществ внедрения RDS.
Во-вторых, программная часть решения, которая
автоматизирует заложенную методологию, разработана на платформе SAP BPC для NetWeaver 10. Это современный и
гибкий инструмент, ориентированный на бизнес-пользователя. Он достаточно прост
и понятен в использовании и требует минимального обучения. Так что здесь также
есть возможность сэкономить ресурсы.
Наконец, в комплект поставки решения входит
пакет сопроводительной документации с подробным описанием методологии и
детальными инструкциями для пользователей (описано порядка 50 ролей). Его
наличие помогает специалистам заказчика быстрее освоить систему и выйти на
максимально продуктивный уровень ее применения.
CNews: Для каких компаний предназначено решение?
Алла Ленская: RDS для бюджетирования может
использоваться как в небольшой компании, которая в дальнейшем планирует активно
расширяться, так в достаточно крупных компаниях с региональной сетью,
распределенной структурой и несколькими юридическими лицами. К примеру, в
решении заложена иерархия бюджетов - и мы
можем формировать бюджеты на различных уровнях: для отдельного магазина, всей
региональной сети, управляющей компании или холдинга в целом. Помимо этого, есть
возможность составлять и рассматривать подготовленные бюджеты в разрезе
отдельных ЦФО, видов деятельности или продуктовых групп. Так что решение
подойдет различным по масштабам бизнеса и структуре компаниям.
Тут есть еще один важный момент – решение
позволяет унифицировать процессы в сфере бюджетирования, выстроить их по единым
для всей компании регламентам. На практике для топ-менеджеров это означает, что
на уровне стратегического управления все
центры финансовой ответственности (ЦФО) работают по единому прозрачному
процессу, который легко контролируется и быстро адаптируется к изменениям во
внешней среде или внутри компании. Когда есть единый регламент, расширить
систему бюджетирования на новые структурные подразделения или новые виды
деятельности (если появится такая необходимость) не составит труда: система
поддержит будущее развитие бизнеса.
CNews: Фактически вы предлагаете готовое решение? Заказчики
могут вносить какие-либо изменения в его функциональность?
Алла Ленская: Скорее, это своего
рода «отправная точка», шаблон, с которым заказчик может начинать реальную
работу и который он может модифицировать под специфику своей компании. С точки
зрения функциональности в решении поддерживается весь цикл бюджетного
управления. Мы начинаем процесс с целеполагания, распределения целевых
показателей до центров финансовой ответственности. Затем идет итерация
формирования и согласования бюджетов доходов и расходов, функциональных
бюджетов и бюджетов инвестиций. Далее сводные бюджеты на уровнях филиала,
региональной сети, управляющей организации и всей компании проходят этап
согласования. При этом предусмотрена возможность сравнения нескольких сценариев
развития компании и, соответственно, нескольких вариантов бюджетов.
Этап формирования бюджетов заканчивается
согласованием и доведением утвержденных бюджетов до ЦФО. С началом финансового
года начинается сбор фактических данных о результатах деятельности компании.
Наличие преднастроенных аналитических форм позволяет проводить план-факт
анализ, в случае необходимости существует возможность перепланировать бюджеты. После
формирования уточненных планов снова запускается процедура согласования и
утверждения. Так что в решении изначально есть все необходимые функции.
В то же время это решение -
бизнес-ориентированное: бизнес-пользователи могут самостоятельно внести
небольшие изменения в систему, без привлечения собственных технических
специалистов или консультантов EPAM Systems.
CNews: Что подразумевается под «небольшими изменениями»? Приведите
пример.
Алла Ленская: Добавление уровней
иерархии для формирования и согласования бюджетов, изменение бюджетных форм,
добавление расчетных показателей, добавление новых отчетов и многое другое.
Понятно, что бизнес не стоит на месте - и данное решение обладает необходимой гибкостью и свободой для поддержки развития. Если процессы внутри компании изменятся, заказчик сможет быстро адаптировать систему под эти изменения и добавить нужную функциональность. К примеру, платформа, на которой построено решение, применимо к финансовому управлению позволяет закрыть не только задачи бюджетирования, но и финансовой консолидации.
Сейчас в решении EPAM реализована функциональность по анализу и исключению внутригрупповых
оборотов. При необходимости можно пойти дальше и реализовать на базе этой же
системы свои процессы по финансовой консолидации – технологических ограничений
здесь нет.
CNews: Кем проводится внедрение решения – EPAM Systems или самим заказчиком? Сколько времени отводится на проект?
Алла Ленская: Внедрение типового
решения (или его еще можно назвать «решением из коробки») проводится EPAM – эта услуга входит в
стоимость решения. Кроме того, в рамках выполнения проекта мы проводим обучение
пользователей и оказываем услуги по поддержке и сопровождению в течение первого
месяца после запуска в опытно-промышленную эксплуатацию. Что касается сроков
внедрения, то здесь мы говорим о 4-5 месяцах.
CNews: Все-таки наверняка возможна ситуация, когда заказчик в
результате получит не совсем то, на что он рассчитывал?
Алла Ленская: Не стану лукавить –
такое возможно. Не все зависит от нас или от решения: со стороны заказчика мы
также ждем определенных усилий и зрелости, хотя бы с точки зрения процессов и
их документирования. Так, перед началом проекта очень желательно получить со
стороны заказчика как минимум внутренний регламент годового планирования, матрицу
ответственности (кто в компании за какой блок отвечает) и информацию по
некоторым другим вопросам.
Когда цель и функциональный объем проекта понятны,
мы можем четко сказать, какие трудозатраты потребуются и в какие рамки мы
уложимся. В результате у заказчиков есть возможность развернуть единую
унифицированную систему бюджетирования в масштабах всей компании, быстро
включать в нее новые структурные подразделения и при этом эффективно использовать
свои средства и время.